Июнь 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Гришкова Татьяна Михайловна

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

3 КЛАСС (УРОК 1)

Тема” Сказка в музыке”
Конспект ; Народная сказка-книга жизни.Популярные герои сказок: Баба Яга, “Кикимора”,жадный волк,боязливы зайчик и др. Во многих произведениях композиторов используются различные сказочные сюжеты и образы.
Например: Римский – Корсаков ” Три чуда” и “Полет шмеля ” из оперы ” Сказка о царе Салтане” “Кикимора” Лядова,” Ночь на Лысой горе” Мусоргского”
Послушать и посмотреть;”Ночь на Лысой горе “Мусоргского,

4 КЛАСС (УРОК 1)

Тема”Марш-означает шествие”.Переписать в тетрадь конспект;
Что же такое марш? Французское слово marche в переводе означает-“ходьба”.”шествие”,В музыке так называются пьесы,написанные в четком,энергичном ритме,под который удобно идти в строю,Хотя многие марши отличаются друг от друга мелодией, характером,содержанием,объединяет их одно; марш пишется всегда в четком размере на две,или четыре четверт, в пунктирном ритме и в 3х частной форме
Марши бывают парадными,детскими ,,военными ,спортивными ,праздничными,спортивными ,свадебными,траурными.
Слушали;
Агапкин”Прощание славянки” “Свадебный марш “Мендельсона”,”Траурный марш” Шопена, марш из оперы Верди “Аида”..марш Черномора Глинки из оперы” Руслан и Людмила»

5 КЛАСС (УРОК 1)

Тема ;Барокко в западно_европейской музыке”
1 Посмотреть видеоматериал; 
2,Переписать краткий конспект;
Эпоха Барокко охватывает период с 16 по 18 века.
Монументальность,помпезность, контрастность,темные и яркие цвета,в почете- строгая симметричность..масштабность и объем.
3 Интересные сведения о барокко- составить краткий конспект,

6 КЛАСС (УРОК 1)

Тема; Шуберт .Симфония № “Неоконченная”- один из образцов романтической симфонии 2х частного цикла.
1 Составить краткий конспект по истории создания и характеристики 1 части произведения,
2 Познакомиться с видеоматериалом:

7 КЛАСС (УРОК 1)

Тема; Опера Князь Игорь” А.П. Бородина_великий образец эпической оперы
1 Составить краткий конспект по истории создния ,а также характеристики образов пролога и 1 действия.
Познакомиться с видеоматериалом ;фильм-опера “Князь Игорь”,а также прологом и 1 действием в постановке оперного театра”.

8 КЛАСС (УРОК 1)

Тема; Жизнь и творчество великого русского композитора С.В. Рахманинова.
1 Составить конспект по биографии и интересным фактам из жизни Рахманинова.
2 Посмотреть художественный фильм о жизни и творчестве композитора ” Ветка сирени”

3 КЛАСС (УРОК 2)

Тема: Природа в музыке.
1 Переписать конспект:
Картины природы нередко можно встретить в произведениях живописи,поэзии,прозе и конечно же-в музыке!
Настроения и чувства.связанные с пробуждением природы,временами года,композиторы выражают в своих произведениях.Журчание ручья,пение птиц,шум леса.гроза- Музыка природы!
2 Прослушать музыку,записать название произведений .
3 Нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

4 КЛАСС (УРОК 2)

Тема: Жанры танцевальной музыки.Старинные танцы.
1 Переписать конспект.
Во все времена люди танцевали на праздниках,или в свободные от работы вечера,
Много веков назад танцы можно было увидеть на сельских площадях.где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов и пышных залах дворцов в сопровождение труб и виол ,Большинство этих танцев дожили и до нашего времени.
2 Записать название танцев и описать один из них.

5 КЛАСС (УРОК 2)

Тема; Инструментальная музыка эпохи Барокко.
Конспект переписать.
Клавесинное искусство этого периода достигло высокого совершенства.Несмотря на трехсотлетнюю давность,лучшие творения композиторов 17-18 веков живут и радуют слух наших современников.
Выдающиеся произведения французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Рамо украсили звучание клавесина-любимого в то время инструмента во Франции.
Охарактеризовать пьесу Рамо “Тамбурин”( письменно)

6 КЛАСС (УРОК 2)

Тема: фортепианное творчество Шуберта.
Ответить на вопросы:
1 К каким жанрам в области фортепианной муз.обращался композитор,
2 Какие жанры в этой области Шуберт ввел впервые.
3 Послушать произведения и записать их название.

7 КЛАСС (УРОК 2)

Тема: Знакомство с содержанием и муз,образами второго действия оперы “Князь Игорь”
Муз.характеристика Арии Князя Игоря, хана Кончака,а также Половецких плясок (конспект составить самостоятельно),

8 КЛАСС (УРОК 2)

Конспект по истории создания и муз,образах первой части Концерта №2 для фортепиано с оркестром (составить самостоятельно).Концерт обязательно послушать.

3 КЛАСС (УРОК 3)

Тема; “Детские игры и игрушки в музыке”
1 Переписать в тетрадь конспект:
Игры существуют столько времени.сколько существует человечество.С помощью игр древние люди пытались задобрить языческих богов,повлиять на явления природы.
Для детей игра-это жизнь!
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский создал пьесы об одном дне из жизни ребенка и назвал этот сборник “Детский альбом”

4 КЛАСС (УРОК 3)

Тема ” Популярные танцы народов мира”
1 Найти краткую характеристику и отличительные особенности следующих танцев: Полонеза ,Мазурки, Краковяка и конечно же-Вальса.
2 Кратко в письменном виде рассказать о каждом.
3 Посмотреть видео,где композитор Михаил Иванович Глинка на основе этих танцев сочинил музыку ко второму действию оперы”Иван Сусанин”,

5 КЛАСС (УРОК 3)

Тема: Жизнь и творчество скрипача-виртуоза и композитора позднего барокко Антонио Вивальди.
1 Законспектировать краткие биографические данные композитора.
2 Найти несколько интересных сведений о Вивальди.
3 посмотреть очень интересный фильм “Вивальди-рыжий священник” и описать понравившейся эпизод.

6 КЛАСС (УРОК 3)

Тема” Фридерик Шопен-великий польский композитор и пианист -“Поэт фортепиано”
Задание: Ответить письменно на вопросы,
1 Детство и годы учения.
2 Обучение в Высшей школе музыки и его педагог.
3 Когда и почему композитор покинул родину?
4 Где прожил он большую часть своей жизни?
5 Видео смотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО!

7 КЛАСС (УРОК 3)

Тема:” Модест Петрович Мусоргский-величайший композитор-трагик.”
Письменное задание-ответить на вопросы:
1 Назовите годы жизни Мусоргского,
2 К какому содружеству он принадлежал?
3 Где композитор получил образование?
4 К каким жанрам более всего тяготел композитор?
5 Как протекали последние коды жизни композитора?( описать портрет Репина)
6 Обязательно посмотреть художественный фильм” Мусоргский”

8 КЛАСС (УРОК 3)

Тема: Опера С,В.Рахманинова ” Алеко” 
1 Прочитать поэму Пушкина “Цыганы”
2 Законспектировать историю создания оперы.
3 Выписать главных героев и указать тембры ух голосов.
4 ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотреть и послушать фильм -оперу”Алеко”

3 КЛАСС (УРОК 4)

Тема” Музыкальные путешествия”
1 Переписать в тетрадь конспект
Путешествовать можно не только на поезде,самолете,или автомобиле, но и с помощью музыки.Побывать в разных странах нам помогут произведения из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
Путешествуя по разным странам,он записывал интересные мелодии и под их влиянием создал свои оригинальные произведения,которые украсили репертуар фортепианной музыки.
2 Познакомиться с видеоматериалом и записать в тетрадь названия пьес по этой теме.
3 Нарисовать рисунок к понравившемуся произведению.

4 КЛАСС (УРОК 4)

ТЕМА:” ПЕСЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ”
1 Переписать в тетрадь конспект:
Песня-одна из самых древних и самых распространенных форм музыкального произведения, который соединяет поэтический и музыкальный текст в один художественный образ.
Существует огромное количество групп,жанров,разновидностей песен.
Выделяются две большие группы: ПЕСНИ НАРОДНЫЕ и ПЕСНИ,КОТОРЫЕ СОЗДАЮТСЯ КОМПОЗИТОРАМИ.
2 Ответить на вопрос: как создаются народные песни и как сочиняют песни композиторы?
3 Записать в тетради названия песен из видеоматериала.

5 КЛАСС (УРОК 4)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧ-СЯ 5 КЛАССА В ПЕРИОД СО 2 по 9 НОЯБРЯ препод.Гришкова Т.М.
ТЕМА: АНТОНИО ВИВАЛЬДИ ” ВРЕМЕНА ГОДА”
Ответить на вопросы:
1 Что такое”концерт”? Кого считают основателем сольного инструментального концерта?
2 Сколько концертов оставил Вивальди?
3 Расскажите об одном из самых популярных концертов под названием “Времена года”(кратко).
4 Познакомиться с видеозаписью концерта”Осень”

6 КЛАСС (УРОК 4)

ТЕМА: “ПОЛЬСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ПРЕТВОРЕНИИ ФРИДЕРИКА ШОПЕНА.”
Ответить на вопросы:
1 Дать характеристику польским народным танцам -мазурке и полонезу.
2 Познакомиться с видеоматериалом мазурок До мажор,ля минор и Си бемоль мажор и кратко охарактеризовать муз.образы этих произведений.
3 Рассказать о характере музыки и строении Полонеза Ля мажор.

7 КЛАСС (УРОК 4)

Тема : М.П. МУСОРГСКИЙ. Фортепианный цикл “Картинки с выставки”
1 Найти интересные сведения о истории создания этого произведения.
2 Обозначить роль пьесы “Прогулка”.
3 Познакомиться с видеоматериалом произведений “Старый замок”,Гном” .”Быдло”, Два еврея.,, ” “Балет невылупившихся птенцов” и др.
4 Описать пьесу,которая произвела особое впечатление.

8 КЛАСС (УРОК 4)

Тема: Музыкальный импрессионизм. Общая характеристика направления в искусстве на рубеже 19 начала 20 веков.
Композитор Клод Дебюсси-творческий портрет.
1 Найти интересные сведения одб этом направлении и его представителях в живописи и музыки.
2 Клод Дебюсси-французский композитор -импрессионист.

3 КЛАСС (УРОК 5)

Тема: знакомство с циклом фортепианных пьес Дмитрия Шостаковича ” Танцы кукол”
Переписать в тетрадь конспект:
История музыки знает немало примеров,когда композиторы сочиняли небольшие и несложные произведения для своих собственных детей и которые впоследствии обогатили мировую музыкальную литературу.К таким “семейным детским альбомам “можно отнести пьесы известного во всем мире русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.я
К теме детства он обратился в своем сборнике фортепианных пьес под названием “Танцы кукол”.
В этом цикле 7 пьес(слово цикл означает “несколько”),
Игрушки приходят к ребенку,развлекают и утешают его,веселят и заставляют задуматься.
На музыку этих пьес создан замечательный мультипликационный фильм.В него вошли все пьесы:
1 Романс.
2 Вальс-шутка.
3 Шарманка.
4 Танец.
5 Гавот.

4 КЛАСС (УРОК 5)

Тема: ” Настрою гусли на старинный лад”
“Эпический фольклор–былины”.
Ответить на вопросы:
1 Что означает слово фольклор?
2 Объясните значение слова эпос.
3 Перепишите в тетрадь конспект:
БЫЛИНЫ-это эпические песни. В них нашли художественное воплощение события,связанные с борьбой русского народа за свободу и независимость,Эти песни прославляли народных героев-защитников отечества.
Герои былин-легендарные богатыри,совершающие необычайные подвиги.
4 ОБЯЗАТЕЛЬНО познакомиться с видеоматериалом ,уделив особенное внимание образу Ильи Муромца.

5 КЛАСС (УРОК 5)

Тема: музыкальная культура Западной Европы конца 17 начала 18 веков. Великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель.
Задание:
1 Основные этапы жизни композитора(краткая биография).
2 Перечислить наиболее популярные произведения Генделя.
3 Прослушать Пассакалию и объяснить отличительные черты этого жанра.
4 Интересные сведения жизни композитора ( несколько фактов).

6 КЛАСС (УРОК 5)

Тема: Жанр этюда и вальса в творчестве Фридерика Шопена.
Ответить на вопросы:
1 Чем отличаются Этюды Шопена от учебно-технических?
2 Под впечатления какого события был написан Этюд до минор под названием “Революционный”,каково его образное содержание?
3 Послушать вальс до диез минор и описать его строение и музыкальные образы,

7 КЛАСС (УРОК 5)

Тема: Начало изучения оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”
Ответить на вопросы
1 В каком году была написана опера? Как складывалась ее судьба?
2 Какое произведение лежит в основе либретто и кто подсказал композитору сюжет для оперы?
3 Как можно определить жанр оперы?
4 Главные действующие лица .
5 Кратко описать содержание пролога(1 и 2 картины) и 1 картины 1 действия.
6 Обязательно познакомиться с видеоматериалом пролога и 1 действия. .

8 КЛАСС (УРОК 5)

Тема: Сергей Сергеевич Прокофьев- великий русский композитор 20 столетия,пианист и дирижер.
Ответить на вопросы:
1 Назовите годы жизни и место рождения композитора.
2 Где чуля прокофьев и кто был его учителями?
3 В каком году композитор уехал за границу? Когда он вернулся на родину?
4 Почему Прокофьева называли ” солнечным ” и что сказал о нем А.г.Рубинштейн?
5 Перечислите крупнейшие произведения композитора.
6 Для повторения материала прошлых лет просмотрите следующие видео и запишите названия произведений.

3 КЛАСС (УРОК 6)

Тема: “МИР ЖИВОТНЫХ В МУЗЫКЕ”.
1 Переписать в тетрадь конспект:
С помощью музыки можно воссоздать язык животных -от маленькой птички до самого большого животного. Композиторы разных стран и эпох изображали музыкальными средствами этот интересный и разнообразный мир.
Одним из самых популярных произведений с портретами животных является” зоологическая фантазия” французского композитора Камиля Сен -Санса ” Карнавал животных”.
В этом юмористическом произведении 14 пьес.
2 Найти в инете название произведений и записать в тетрадь,
3 Познакомиться с видеоматериалом и поделиться своими впечатлениями в рисунке,или словесном описании.

4 КЛАСС (УРОК 6)

ТЕМА: ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗНАКОМСТВА С БЫЛИННЫМ ЖАНРОМ.
1 Переписать в тетрадь сведения о новгородских былинах.
В былинах,как правило повествуется о подвигах богатырей,но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь,а купец, который сначала был бедным гусляром.
Сюжет и образ Садко широко представлен в литературе,изобразительном искусстве и ,конечно же-в музыке. Так,композитор Римский -Корсаков,сочинил оперу “Садко” , где использовал народную былину о гусляре” Высота ли высота ль поднебесная”
В 1952 году по мотивам новгородских былин был снят фильм-сказка” Садко”
2 Посмотреть весь видеоматериал и поделиться своими впечатлениями.

5 КЛАСС (УРОК 6)

Тема: НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА.
Ответить на вопросы по биографии композитора,
1 Назовите годы жизни композитора и место его рождения.
2 В каких городах довелось работать Баху?
3 Какие произведения он писал в период работы в Веймаре и Кетене?
4 Почему при жизни Баха не оценили по достоинству и благодаря кому возник интерес к его творчеству?
5 Интересные сведения о композиторе.

6 КЛАСС (УРОК 6)

Тема: Прелюдии и ноктюрны в творчестве Фридерика Шопена.
Ответить письменно на вопросы:
1 Что означает слово”прелюдия”?
2 Расскажите о характере музыки и средствах музыкальной выразительности в прелюдиях ми минор, Ля мажор и до минор.
3 ПРОСЛУШАТЬ ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ВИДЕОЗАПИСИ!!!
4 Что такое ноктюрн? Описать характер музыки ноктюрна фа минор.

7 КЛАСС (УРОК 6)


Продолжение знакомства с оперой “Борис Годунов”: 1 действие вторая картина. Второе действие.
1 Краткое содержание сцены в корчме на литовской границе и образ Варлаама в песне”Как вот городе было во Казани”.
2 Содержание второго действия,образ Бориса и монолог “Достиг я высшей власти.
3 ПРОСЛУШАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО В ПОДКРЕПЛЕНИЮ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ,

8 КЛАСС (УРОК 6)

Тема: Кантата ” Александр Невский”
1 Ответить на вопрос: Что означает жанр КАНТАТЫ.
2 С каким сочинением Прокофьева связано создание кантаты “Александр Невский?
3 Перечислить названия частей кантаты.
4 Краткая характеристика 2,3 4,5 и 6 частей.
Обязательно посмотреть фильм и весь видеоматериал по теме!

3 КЛАСС (УРОК 7)

Тема:Проверочная работа по пройденному материалу .Ответить на вопросы.
1 Перечислить изученные произведения сказочного содержания.
2 Сколько пьес в сборнике “Времена года”П,И.Чайковского?
3 Сколько времен года в знаменитом произведении Антонио Вивальди?
Какое время суток показано в произведении Грига и Мусоргского?
4 Сколько пьес в “Детском альбоме ” Чайковского и кому посвящено это произведение?
5 Что такое зоологическая фантазия?
6 Какому инструменту Сен- Сонс поручил исполнить образ Слона?
7 В пьесе “Аквариум” композитор использовал инструмент челесту.Что означает это название и чем челеста отличается от фортепиано?
8 Выписать из мультфильма “Детский альбом” названия пьес,которые там звучали.

4 КЛАСС (УРОК 7)

Тема :” Детский фольклор”.
1 Переписать конспект по данной теме :
Детский фольклор – это творчество самих детей и произведения,которые исполняются взрослыми для них. В раннем возрасте мамы всегда пели и поют малышам колыбельные песни, повзрослев ,дети сами придумывали различные игровые, потешки, шуточные и т.д. 
Другая часть фольклора исполнялась ребятами среднего и старшего возраста . Это -дразнилки,небылицы,считалки,а также прозаические_скороговорки,сказки,загадки.
2 Просмотреть и прослушать видео материал,записать названия прозвучавших песен и рассказать о понравившейся (письменная характеристика)

5 КЛАСС (УРОК 7)

Тема: “Клавирное творчество И.С.Баха”,
1 Переписать в тетрадь конспект:
Приехав в 1717 году в город Кетен со всей своей семьей,Бах получил место при дворе принца кетенского.
Много произведений пишет здесь композитор для клавира,так как органа при дворе не было. Именно эти произведения представляют собой вершину клавирного творчества Баха.
В этой музыке имеется ряд произведений,написанных с педагогическими целями для своих сыновей и учеников.
Вспоминая свое сиротское детство и скучные занятия со старшим братом, Бах всеми силами старался сделать процесс муз.обучения интересным,увлекательным и приятным.Композитор сам сочинял для них музыку.
Его клавирная школа состояла из 2 х и 3 х голосных инвенций, Английских и Французских сюит , Хорошо темперированного клавира и конечно же популярнейшего сборника-“Нотной тетради Анны Магдалены Бах”
2 Найти в инете интересные сведения о “Нотной тетради А.М. Бах” и законспектировать.

6 КЛАСС (УРОК 7)

Тема : ” Великие современники Шопена- Никколо Паганини”.
1 Законспектировать биографические сведения о великом итальянском скрипаче ,исполнителе и композиторе.
2 Найти интересные факты о необыкновенном таланте Паганини.
3 Поделиться впечатлениями понравившемся видео,

7 КЛАСС (УРОК 7)

Тема ;” Завершение изучения оперы “Борис Годунов”, 4 действие.
1 Краткое содержание 1-3 картины 4 действия.(ПИСЬМЕННО)
2 Охарактеризовать хор ” Хлеба”из 1 картины
3 Сцена с Юродивым,его образ и песня “Месяц едет,,, 1 картина.
4 Характеристика хора ” Расходилась ,разгулялась..из 3 картины 4 действия.

8 КЛАСС (УРОК 7)

Тема: ” Циклы фортепианных произведений Прокофьева”.
Задание: подготовить сообщение по одному из указанных вопросов:
1 Характеристика фортепианного творчества Прокофьева.
2 Прокофьев-пианист. 
3 Цикл “Сарказмы”(указать значение этого понятия).
4 Цикл ” Мимолетности”.
5 ” Детская музыка для ф-но.”

3 КЛАСС (УРОК 8)

Тема: “Музыкальный портрет.”
1 Конспект по данному материалу:
Слово портрет (в переводе с французского-изображать) может употребляться во многих значениях. Портрет широко распространен в литературе, изобразительном искусстве, скульптуре , фотоискусстве и конечно – же в музыке

Музыкальный портрет передает характер,внутреннее состояние ,переживания и поведение человека.
2 Познакомиться со стихотворением Агнии Барто ” Болтунья”,послушать вокальное произведение композитора Прокофьева и составить письменно портрет девочки Лиды.
3 Записать названия пьес по данной теме из видеоматериала.

4 КЛАСС (УРОК 8)

Тема: Песни весеннего цикла.
1 Конспект по данной теме:
Празднование прихода весны было распространено у разных народов.Призывая весну люди в давние времена верили,что заговорными фразами,различными ритуальными действиями можно быстрее “пробудить природу”.
Какой -то определенной даты встречи не существует.Большей частью пение веснянок начиналось 1 ,или 9 марта,или вообще в разные числа каждого года.
Исполнение веснянок часто связано с движением,игрой,хороводами,сценическим действием.
Например в песне “Подоляночка” все становились в круг и двигались в такт мелодии,а одна девушка (подоляночка) сидела на корточках в середине круга и жестами сопровождала сюжет песни.
2 Найти в инете песни-веснянки и записать их названия.
3 Познакомиться с видеоматериалом.

5 КЛАСС (УРОК 8)

Тема: Инвенции И.С. Баха.
1 Законспектировать материал по данной теме:
Инвенции-это чудесные пьесы на 2 и 3 голоса ,сочиненные для старшего сына Вильгельма Фридемана.
Инвенции написаны не для клавира,а для клавикорда-инструмента с более выразительным звучанием,на котором можно было добиться ы.”певучей манеры”игры. Именно это Бах прежде всего имел ввиду,сочиняя эти пьесы.
В истории клавирного исполнительства инвенции являются протестом против шумного бренчания.которое тогда- и не только тогда,выдавалось клавирную игру! Ребенок,разучивший их когда- либо,как бы он механически не исполнял эти пьесы,получит представление о голосоведении,которое никогда из его памяти не изгладится.
2 Объясните значение слов ; полифония ,инвенция,имитация, тема,противосложение.
3 Познакомиться с инвенциями До мажор и Фа мажор,

6 КЛАСС (УРОК 8)

Тема: Роберт Шуман – великий представитель романтизма,современник Шопена.
Задание : 
1 Написать сочинение по данной теме.
2 Перечислить наиболее известные произведения композитора.
3 Какие сочинения Шумана представляют музыку для детей.

7 КЛАСС (УРОК 8)

Тема: Композитор Николай Андреевич Римский -Корсаков. Жизнь и 
творчество.
Ответить на вопросы:
1 Какими видами деятельности занимался Римский -Корсаков?
2 Годы жизни композитора и его детство.
3 Римский -Корсаков и ” Могучая кучка”
4 В каком году композитор стал профессором консерватории?
5 Последние годы жизни.
6 Весь видеоматериал обязательно изучить!

8 КЛАСС (УРОК 8)

Тема : Балеты Прокофьева.
Ответить на вопросы:
1 Жанр балета в творчестве композитора.
2 История создания балета “Золушка”.
3 Краткое содержание по действиям.
4 Характеристика понравившегося фрагмента из видеоматериала.

3 КЛАСС (УРОК 9)

Тема” Внутренний мир человека в музыкальном искусстве – музыка православной и католической церкви”
1 Конспект по данной теме:
Богатая и сложная жизнь духовная человека всегда была основным содержанием музыки.Музыка-язык души.,поэтому ни одна служба в церкви не обходится без хорового пения.Авторами духовных песнопений были и известные композиторы и неизвестные авторы.Пение в церкви-сама молитва.На протяжение веков не нарушился главный запрет на использование музыкальных инструментов в православном храме! Руководит церковным хором Регент,а православная служба называется Литургией.
Служба в католической церкви называется Мессой.В ней также используется хоровое пение,которое нередко сопровождается органом и другими муз.инструментами.
2 Назвать произведения из “Детского альбома ” Чайковского, связанные с церковной тематикой и рассказать о них,

4 КЛАСС (УРОК 9)

Тема:” Канты и Псалмы – популярные жанры вокальных произведений на грани 17-18 столетий”,
1 Конспект:
В 17 веке возникли новые жанры-канты и псалмы.Большой популярностью пользовались канты в эпоху Петра 1.Тогда появились хвалебные песни в честь побед русского царя и всего русского народа над врагами Отечества. Канты состоят из куплетов.
Псалмы(хвалебная песнь),священные молитвенные песни ,написанные преимущественно Царем Давидом еще задолго до рождения Иисуса Христа и собранные в одну книгу,называющуюся ” Псалтырь”(часть БИБЛИИ).
Псалом просвещает ум,радует душу,смиряет враждующих .Пение псалмов – неотъемлемая часть церковных богослужений.
2 Найти в дополнительные сведения об этих жанрах.

5  КЛАСС (УРОК 9)

Тема : продолжаем знакомство с клавирным творчеством И.С.Баха -“Французская сюита до минор”
1 Ответить на заданные вопросы (письменно):
Что такое сюита? Перевидите это слово.
Назовите основные части сюиты.
Кратко дать характеристику каждому танцу : аллеманде,сарабанде,куранте,жиге.
2 Познакомиться с видеоматериалом,чтобы иметь представление о данной эпохе.Сюита исполняется в записи на клавесине.

6 КЛАСС (УРОК 9)

Тема : ” Ференц Лист – жизнь и творчество”
1 Законспектировать вступительную часть:
Как Глинка в России, Шопен в Польше, Лист открыл миру свою родину-Венгрию. Ритмы народной музыки, свободные импровизации народных музыкантов звучат во многих его произведениях,особенно в “Венгерских рапсодиях”
2 Биографические сведения (самостоятельно).
3 Посмотреть документальный фильм о композиторе.
4 Поделиться своими впечатлениями о произведения,с которыми вы познакомитесь в видеоматериале.

7 КЛАСС (УРОК 9)

Тема: Римский -Корсаков- симфоническая сюита ” Шехеразада”
Ответить на вопросы :
1 История создания произведения.
2 Что такое симфоническая сюита?
3 Перечислить название частей.
4 Охарактеризовать строение и образы 1 части.

8 КЛАСС (УРОК 9)

1 История создания произведения и какое литературное произведение легло в основу сюжета?
2 Описать краткое содержание по актам.
3 Охарактеризовать популярные номера из балета: ” Джульетта-девочка”,и Танец рыцарей” Монтекки и Капулетти”
4 Познакомиться с видеоматериалом,

3 КЛАСС (УРОК 10)

Тема: ” Народные праздники и их отличительные черты”
1 Конспект по данной теме:
Каждый народ имеет свои традиции,обряды и праздники,становление которых происходило на протяжение многих веков.
Праздник-это день,в который торжественно отмечают знаменательные события,исторические и календарные даты.
Одними из любимых праздников славянских народов с давних времен являются зимние праздники: Андрея(13 декабря), Николая(19 декабря),Рождество ( 7 января) ,Старый Новый год(14 января),Крещение (19 января) .Эти народные праздники,соединившись с христианскими ,имеют большое значение в жизни людей.
2 Написать рассказ об одном из праздников и подкрепить поэтическим материалом( стихотворения) .

4 КЛАСС (УРОК 10)

Тема:” Картины народных праздников в музыке”
1 Повторить материал прошлого учебного года по данной теме.У кого он не сохранился ,смотрите задание для 3 класса от 14 декабря и перепишите в тетрадь.
2 Найти интересный материал о празднике Николая Чудотворца и подкрепить его стихотворением,или песней о Великом Святителе Николае.

5 КЛАСС (УРОК 10)

Тема : Хорошо темперированный клавир И.С. Баха.
1 Конспект по данной теме:
С каждым годом игра старших сыновей Баха становилась все более сознательной и зрелой,совершенствовалась и их техническая подготовка.Для них и для всех учеников композитор решил создать сборник прелюдий и фуг.Своему новому сомнению Бах дал название” Хорошо темперированный клавир”
Заглавие первой части в автографе гласит: ” Хорошо темперированный клавир,или прелюди и фуги,проведенные через все тона и полутоны для пользы и употребления жаждущей учиться музыке молодежи…Сочинено и выполнено И.С.Бахом ,великокняжеским ангальткетенским капельмейстером и дирижером тамошней музыки.Год 1722″.
Успех этого произведения был огромен,так как для того времени это было новаторское произведение.
НОВАТОРСТВО В ТОМ.ЧТОБЫ НАПИСАТЬ ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ В КАЖДОЙ РНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
2 Объяснить значение слов: клавир,темперированный,капельмейстер,фуга.
3 Найти интересные факты о создании знаменитого произведения: Бах-Гуно” Аве,Мария”.

6 КЛАСС (УРОК 10)

Тема: Жизнь и творчество великого норвежского композитора Эдварда Грига.
1 Законспектировать биографические сведения о композиторе.
2 Познакомиться с видеоматериалом по Концерту для фортепиано с оркестром и описать музыкальные образы произведения.
3 Повторить материал 4 класса ,музыку к драме Ибсена “Пер Гюнт”.
4 Прочитать рассказ Паустовского” Корзина с еловыми шишками” о композиторе Григе,как о человеке прекрасной души .

7 КЛАСС (УРОК 10)

Тема: Продолжение знакомства с симфонической сюитой ” Шехеразада”.
1 Законспектировать характеристику 2-4 частей произведения (название,содержание,музыкальные образы).
2 Описать часть,которая произвела особое впечатление на основе видеоматериала.

8 КЛАСС (УРОК 10)

Тема: Симфоническое творчество Прокофьева.Симфония № 7.
Ответить на вопросы:
1 Какое место симфонический жанр занимает в творчестве композитора?
2 С чем связан замысел симфонии № 7?
3 Какова основная идея произведения?
4 Каково строение симфонии?

3 КЛАСС (УРОК 11)

Тема: ” Песни зимнего цикла”
1 Переписать в тетрадь конспект по данной теме:
В сокровищнице народного творчества с давних времен сохранились величальные песни- колядки и щедривки, которые сопровождали Рождественский и новогодний обряды.
Колядки исполняли накануне Рождества,а Щедривки – под Новый год.
Юноши и девушки объединялись в группу от 4-хдо 10 человек,ходили от избе к избе,от дома к дому ,величали хозяина и его семью,желали долголетия и благополучия.После исполнения колядующие получали какую-то награду.
Сходные по содержанию колядкам и щедривки. Однако они имеют некоторое отличие – в колядках в припеве произносят слова Святой 
вечер,а в щедривках – Щедрый вечер!
2 Найти в ин-те примеры колядки и щедривки,записать в тетрадь.
3 Познакомиться с видеоматериалом,который вам понравится!

4 КЛАСС (УРОК 11)

Тема: ” Зима в произведениях русских и зарубежных композиторов”.
1 Переписать в тетрадь конспект по теме:
Когда мы говорим о нашей русской зиме,то конечно же вспоминаем Петра Ильича Чайковского! С зимой ассоциируется балет “Щелкунчик”,пьесы из цикла “Времена года” ( “Декабрь” ,”Январь”и “Февраль”),” Зимнее утро” из “Детского альбома”.
В зарубежной музыке -это знаменитый концерт” Зима”итальянского скрипача и композитора Антонио Вивальди. 
2 Познакомиться с видеоматериалом и охарактеризовать произведение, которое особенно вам понравилось,нарисовать к нему рисунок.

5 КЛАСС (УРОК 11)

Тема : Органное творчество Баха.
1 Законспектировать мате риал по данной теме:
История органа восходит к древнем временам. Древнейший вид этого инструмента – ГИДРАВЛОС, изобретение которого приписывается древнегреческому механику Ктезибию, жившем в 3 веке до н.э. в Александрии.
Завезенный в западно-европейские страны,орган был введен в католическую церковь как инструмент,сопровождающий пение хора во время богослужений ,а также,как и сольный инструмент.Расцвет органной музыки приходится на 16-18 века.
Бах с детства слышал звучание этого инструмента,заслушивался игрой великих современников органистов Георга Бема и Генриха Букстехуде. Большое количество органных произведений Бах создал ,пребывая в Веймаре.
2 Познакомиться с видеоматериалом №1 и выписать названия органных произведений,которые были там представлены.
3 Прослушать Токкату и фугу ре минор (видео №2) и охарактеризовать Токкату( этим произведением начинается видео).

6 КЛАСС (УРОК 11)

Тема: Итоговая проверочная работа по зарубежной муз.литературе. Ответить на вопросы:
1 Назвать композиторов эпохи барокко,классицизма,композиторов-романтиков.
2 Какой склад характерен для произведений Баха(монодический, полифонический, гомофонно-гармонический).
3 Чем отличается соната от симфонии?
4 Кого из композиторов называют венскими классиками и почему?
5 Как называется финал сонаты Моцарта №11 Ля мажор?
6 Об одной из тем своего произведения Бетховен сказал” Так судьба стучится в дверь” Что это за произведение?
7 Какие жанры являются преобладающими в творчестве Шуберта?
8 Назовите жанры фортепианной музыки,характерные для творчества Шопена

7 КЛАСС (УРОК 11)

Тема: Знакомство с оперой Н.А.Римского -Корсакова”Снегурочка”.
Ответить на следующие вопросы:
1 Интересные сведения об истории создания произведения.
2 На основе какого произведения создан сюжет оперы?
3 Укажите жанр,тему и идею данного произведения.
4 Как сам композитор относился к этой опере? Приведите его слова.
5 Познакомиться с содержанием с 1 по 4 действий .
6 Просмотреть фильм-оперу ” Снегурочка” на основе м/ф.

8 КЛАСС (УРОК 11)

Проверочная работа по творчеству С.С. Прокофьева.
Ответить на вопросы:
1 В 9 лет Прокофьев взялся за оперу.Как она называлась?
2 Какой композитор рекомендовал юного Прокофьева серьезно заняться музыкой?
3 Какие композиторы были в приемной комиссии во время поступления Прокофьева в Петербургскую консерваторию?
4 Сколько симфоний создал композитор?
5 Какие части в кантате”Александр Невский характеризуют тевтонских рыцарей-захватчиков?
6 Кто был первой исполнительницей партии Золушки ?
7 Какое название дал прокофьев своей Первой симфонии?
8 Высказать свои впечатления о произведении композитора,которое произвело особенное впечатление.

3 КЛАСС (УРОК 12)

Тема ” Завершение знакомства с праздниками зимнего цикла” 
.КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
1 Конспект: Крещение Господа нашего Иисусу Христа празднуется Святою Православною Церковью как один из великих праздников 19 января.Праздник Крещения называется также Богоявлением,потому что при этом событии миру были явлены три лица Святой Троицы: Бог-Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с небес:” Ты Сын Мой Возлюбленный,в котором мое благословение и Бог Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя.
Празднику предшествует сочельник,когда в храмах начинают освящать воду,в память того,что Спаситель Своим Крещением освятил воду.
2 Познакомиться с видеоматериалом и дополнить конспект примерами народного фольклора,связанного с этим праздником.

4 КЛАСС (УРОК 12)

Тема :” Песни композиторов советского периода”.
1 Конспект:
В творчестве профессиональных композиторов жанр песни пользуется большой популярностью.так как он доступен и понятен огромному количеству .любящих петь и слушать различные вокальные произведения.
Композиторы второй половины 20 века добились больших успехов в жанрах массовой и эстрадной песни.
Композиторские песни можно сгруппировать по содержанию их текста: песня гражданская , лирическая, патриотическая, песни о войне и мире и т.д. Основная форма -КУПЛЕТНАЯ, где главная мысль выражается в повторяющемся припеве.
Высочайшем достижением в области советской песне отмечено творчество Исаака Дунаевского, Александры Пахмутовой, Микаэла Таривердиева,Давида Тухманова,Владимира Шаинского и др.
2 Познакомиться с видеоматериалом и рассказать о песне ,которая понравилась.

5 КЛАСС (УРОК 12)

Тема:” Классицизм и венская классическая школа”.
1 Переписать конспект:
Классицизм-это стиль и направление в искусстве конца 18 начала 19 века.
Главное отличие классицизма от барокко-упорядоченность.гармония,внутреннее единство целого и его частей.
Классицизм непосредственно связан с Австрией и ее столицей Веной, где утвердилась школа,получившая название “венской классической школой”.Великим основателем классической музыки ,родоначальником современного оркестра,”отцом “симфонии и квартета справедливо считают Йозефа Гайдна. Он использовал многовековой опыт Корелли,Вивальди,Баха ,Стамица в развитии оркестрового искусства.
2 Познакомиться с видео и поделиться впечатлениями .

6 КЛАСС (УРОК 12)

Тема :” Начало изучения творчества русских композиторов конца 18 и первой половины 19 века”
Введение” Краткий обзор музыкальной культуры России 18 века”
1 Переписать в тетрадь конспект:
18 век был очень очень важным этапом в жизни истории России.Это было время коренных преобразований во всех областях русского общества. Реформы Петра 1 коснулись и русской культуры.В это время рождались новые формы музицирования и новые жанры.
По приказу Петра 1 во всех русских армиях были созданы духовые оркестры.Они играли на торжественных парадах и празднествах.
Не меньшей популярностью в то время в России пользовались крепостные театры.Во многих помещичьих усадьбах были школы крепостных актеров.Особенно славился театр графо Шереметева.Звездой театра графа была талантливая крепостная актриса Просковья Жемчугова.
Большой интерес стал проявляться к фольклору,на основании которого первые русские композиторы создавали свои произведения.
2 Найти доп.сведения о реформах Петра 1 в русской культуре.

7 КЛАСС (УРОК 12)

Тема: “Начало изучения жизни и творчества великого русского композитора Петра Ильича Чайковского”.
Найти ответы на следующие вопросы:
1 Когда и где родился композитор?
2 Где получил образование?Какие произведения были написаны в этот период?
3 Где композитор работал после окончания консерватории?
4 Кто такая Надежда Филаретовна фон Мекк? Как она связана с Чайковским?
5 Расскажите о последних годах жизни композитора.
6 Обязательно посмотреть художественный фильм и описать один из понравившихся фрагментов.

8 КЛАСС (УРОК 12)

Тема” Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича”.
1 Составить конспект по основным периодам жизни композитора.
2 Перечислить жанры,в которых работал Шостакович.
3 Назвать наиболее известные произведения , созданные великим композитором,
4 Познакомиться с видеоматерилом .

3 КЛАСС (УРОК 13)

Тема :” Русский народный праздник Масленица”.
1 Переписать в тетрадь конспект по данной теме:
Масленица -веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны,который с удовольствием отмечают как дети,так и взрослые.
Масленица-древний праздник.Почему он такой громкий и шумный? Потому, что землю нужно разбудить, и тогда начнется весна(так считали люди еще с языческих времен).
Масленица всегда отмечается в разные числа(за 7 недель до Пасхи), и празднуется целую неделю. В этом году масленичная неделя начнется с 8-14 марта.
2 Ответить на вопрос: Почему на Масленицу пекут блины?
3 Познакомиться с видеоматериалом, выписать название каждого и выучить песню “Блины”

4 КЛАСС (УРОК 13)

Тема: ” Романс-популярный жанр вокальной музыки”
1 Записать в тетрадь данный конспект:
Романс стал любимым жанром в музыке 19 века. Слово романс-испанское .оно означает светскую песню на романском(испанском языке). в старину романсы пели под аккомпанемент гитары ,лютни,клавесина.
Со временем словом романс стали называть камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением, причем аккомпанемент, дополняя поэтические образы романса.выступает как равноправный участник ансамбля.Жанр романса пользуется большой популярностью и в инструментальной музыке.
2 Просмотреть и прослушать весь видеоматериал ,выписать названия произведений и их авторов .
3 Описать понравившийся романс.

5 КЛАСС (УРОК 13)

Тема:”Жизнь и творчество великого австрийского композитора Йозефа Гайдна”
1 Найти в ин-те книгу Зильберквита “Великий музыкант из Рорау” Повесть о Йозефе Гайдне”издательство Москва,”Музыка” 1977 год.Прочитать и выразить свое впечатление о наиболее ярком фрагменте этой повести. 
2 Кратко законспектировать основные периоды жизни композитора.

6 КЛАСС (УРОК 13)

Тема: Русская композиторская школа второй половины 18 века. Первые русские композиторы.
1 Законспектировать материал:
Этот период выдвинул целую плеяду русских композиторов .не уступавших по уровню своего профессионализма европейским музыкантам. Среди них надо назвать имена :
Евстигней Ипатьевич Фомин-создатель первых русских опер.
Иван Евстафьевич Хандошкин-композитор и талантливый скрипач.
Дмитрий Степанович Бортнянский-автор гениальных хоровых произведений, опер, а также оркестровых и фортепианных пьес.
Первые русские композиторы изучали народное творчество, обрабатывали фольклор,знакомились с первыми печатными сборниками народных песен.
2 Познакомиться с видеоматериалом и найти интересные сведения об одном из композиторов этого времени.

7 КЛАСС (УРОК 13)

Тема : Начало изучения оперы П.И. Чайковского ” Евгений Онегин”
1 Найти материал по истории создания произведения.
2 Почему композитор определил жанр,как лирические сцены.
3 Охарактеризовать содержание и музыкальные образы 1 и 2 картины.
4 Записать название фрагментов оперы из видеоматериала.

8 КЛАСС (УРОК 13)

Тема: Симфония №7 ” Ленинградская”.
1 Найти материал по истории создания этого произведения.
2 Охарактеризовать строение первой части и ее музыкальные образы.
3 Описать эпизод фашистского нашествия ( форма,оркестровка),
4 Обязательно посмотреть весь видеоматериал и выразить свои впечатления о фильме” Ленинградская симфония”.

3  КЛАСС (УРОК 14)

Ответить на вопросы:
1 Сколько симфоний написал Шостакович?
2 Какие черты дарования композитора проявились в его симфонических произведениях.?
3 Где и когда прошли премьеры этого произведения?
4 Какова основная идея “Ленинградской ” симфонии?
5 Какие слова были написаны в зарубежной прессе после исполнения этого произведения в Нью-Йорке?
повторить видео материал прошлого урока.

4  КЛАСС (УРОК 14)

Тема : Тема : ” Опера ” Евгений Онегин -продолжение знакомства с произведением.
1 Составить конспект по краткому содержанию 3 и 4 картин.
2 Познакомиться с муз,материалом оперы: ария Онегина из 3 картины””Когда бы жизнь домашним кругом”,хором ” Девицы,красавицы”. 4 картина – именины Татьяны: Вальс с хором, куплеты француза Трике, ссора Ленского и Онегина “Ты не танцуешь,Ленский?”.

5  КЛАСС (УРОК 14)

Тема: ” Александр Александрович Алябьев.(1787-1851).
1 Найти интересные сведения жизни и творчества талантливого русского композитора,автора известного во всем мире романса “Соловей” и составить конспект.
2 Познакомиться с видео материалом и описать понравившееся произведение.
3 Обязательно посмотреть документальный фильм о композиторе из цикла передач” Слыхали ль Вы?”,который поможет вам познакомиться с жизнью человека не простой и даже трагической судьбы.

6 КЛАСС (УРОК 14)

Тема” Симфоническое творчество Йозефа Гайдна”.
1 Конспект:
Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Слово симфония в переводе с греческого означает СОЗВУЧИЕ.
Классическая симфония сформировалась как цикл из 4 частей: первая часть -, быстрая и активная, вторая часть-медленная,третья-менуэт,4 -финал-итог всего цикла. Композитор создал свыше 100 симфоний. Особенной популярностью пользуются его “Детская и “Прощальная симфонии”.
2 Найти интересные сведения об одной из указанных симфоний и обязательно познакомиться с видео материалом,который ,без сомнения поможет вам.

7 КЛАСС (УРОК 14)

Тема:” Понятие о хоре”.
1 Конспект:
Хором называется организованный творческий коллектив(от 12 человек) певцов. Материалом для создания всякого хорового коллектива являются человеческие голос, которые можно поделить на три группы: женские.мужские и детские. Хоровые коллективы, укомплектованные, только из мужских,или только из женских,или из детей-называются ОДНОРОДНЫМИ.
Соединение мужских с женскими голосами в одном коллективе представляет СМЕШАННЫЙ тип хора.
Все хоры могут исполнять произведения с инструментальным сопровождением и без него.Исполнение без сопровождения называется а сарреllа,
2 Выписать из видео материала виды хоровых коллективов и произведения,которые прозвучали в их исполнении.

8 КЛАСС (УРОК 14)

Тема:” Средства музыкальной выразительности”.
1 Конспект: 
У музыки есть замечательное свойство: выражать самые разные состояния человека,или природы с помощью муз.настроений.Когда композитор сочиняет музыку,его настроение передается муз.звукам.Слушая музыку,мы обязательно почувствуем это.Как же композитор передает нам свои муз.образы? А вот как_ с помощью СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,к которым относятся:
1 Мелодия, 2 Ритм, 3 Динамика. 4 Размер 5 Штрихи. 6 Лад. 7 Регистр. 8 Тональность. 9 Фактура. 10 Темп. 11 Тембр. 12 Гармония.
2 Ответить письменно на вопрос” Что такое мелодия?”
3 Записать музыкальные примеры -название и авторов из видео материала.

3  КЛАСС (УРОК 15)

Тема: продолжаем знакомство с выразительными средствами музыки.
1 Выписать названия темпов из видео ” Музыкальные темпы в реальной жизни”,а также динамические оттенки из видео” Динамические оттенки”.
2 Ответить на вопрос : Что такое ритм,и чем отличается ритм в “Танце с саблями” от ритма в пьесе ” Сказочка”.
3 Регистр бывает низкий,средний и высокий. Определить регистр в пьесах “Дождик” и “Слон”

4  КЛАСС (УРОК 15)

Тема : продолжаем знакомство с видами хоров ” Исполнительский профиль хоровых коллективов”
1 Законспектировать следующие понятия:
Капелла- профессиональный состав певцов ( 50- 60,а то и более человек),постоянные регулярные занятия,разнообразный репертуар.
Народный хор-пение в народной манере.Репертуар состоит из народных песен ,или произведений композиторов -песенников в сопровождении оркестра народных инструментов.
Ансамбль песни и пляски . Здесь хоровое пение соединяется с хореографией в сопровождении в сопровождение небольшого оркестра.
Оперный хор является неотъемлемой частью оперного спектакля. Его певцы принимают участие в сценическом действии.
Детский хор- самодеятельный , или учебный (при музыкальных школах,или школах искусств).
2 Выписать из видео материала виды хоровых коллективов и произведения ,которые прозвучали в их исполнении, выделить понравившееся.

5  КЛАСС (УРОК 15)

Тема : ” Строение сонатного allegro”.
1 Конспект:
Сонатой называется циклическое( многочастное) произведение для одного,или двух инструментов.
В творчестве Гайдна установился тип классической сонаты ,состоящий в основном из трех частей:
1 часть-в форме сонатного аллегро.
2 часть-в медленном темпе анданте,адажио и др.
3 часть-финал, в быстром темпе аллегро,престо и др.
Строение первой части.
Первая часть состоит из трех основных разделов: экспозиции, разработки и репризы.
В экспозиции мы знакомимся с основными темами- главной, побочной и заключительной.
Главная партия пишется в основной тональности,Она устойчивая энергичная ,целеустремленная.
Плавный переход от главной партии к побочной совершает связующая тема,которая готовит характер и тональность,
Побочная партия часто контрастна главной
.Она более спокойная .в параллельной тональности.
Завершает экспозицию заключительная партия.
В разработке темы экспозиции развиваются, варьируются ,появляются новые тональности.
В репризе повторяются главные темы с небольшими изменениями.
2 Познакомиться с сонатой Гайдна Ре мажор и охарактеризовать 1- 3 части(кратко).

6 КЛАСС (УРОК 15)

Тема: продолжить знакомство с первыми русскими композиторами Александром Егоровичем Варламовым и Александром Львовичем Гурилевым.
1 Найти в ин-те интересные сведения об одном из композиторов, законспектировать.
2 Познакомиться с песнями и романсами из видео материала, перечислить их.
3 Выразить свои впечатления о понравившемся произведении.

7 КЛАСС (УРОК 15)

Тема : завершение изучения оперы П.И,Чайковского ” Евгений Онегин”.
1 Законспектировать содержание пятой и шестой картин.
2 Музыкальное описание речитатива и арии Ленского из сцены дуэли” Куда? Куда? Куда вы удалились?,,. ” Что день грядущий мне готовит?”,а так же дуэта ” Враги”(Ленский и Онегин).
3 Музыкальная характеристика полонеза и арии князя Гремина ” Любви все возрасты покорны ” из шестой картины.

8 КЛАСС (УРОК 15)

Тема : дополнительный материал по творчеству Д.Д.Шостаковича.
1 Найти в ин- те описание муз.произведений из видео материала и составить краткий конспект: