Сегодня Среда, 21st Февраль 2024
MSC1.RU

Официальный сайт ГУ ЛНР “Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа №1”.

20 июня. Жак Оффенбах.
Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829  

20 июня. Жак Оффенбах.

20 июня. Жак Оффенбах.
5
(1)

20 июня 1819 года родился Жак Оффенбах, франко-германский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

Композитор родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта из немецкого города Оффенбаха. В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.

Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж, это случилось в 1833 году; французское произношение его имени, Жакоб, вскоре сократилось до Жак. В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.

Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом. Позднее Оффенбах выступал вместе с такими пианистами, как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, и другими.

Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять серьёзную музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера», где он во время учёбы подрабатывал в оркестре, и другие театры отказывались от услуг молодого и неизвестного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой в театре Пале-Рояль.

В 1844 году Оффенбах принял католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен, дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. Как отмечал критик Соллертинский, сочинение легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом. Три года спустя он получил место дирижёра во Французском Театре Théâtre-Français. К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. В те годы он активно сотрудничал также с театром Флоримона Эрве.

Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах стал штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия». И наконец наступил 1855 год — год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов — чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремьё, — многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».

В 1858 году наконец были сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Композитор поставил масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой художник Гюстав Доре, позже прославившийся как выдающийся гравер и иллюстратор. Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.

За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили “Женевьева Брабантская” (1859), “Песенка Фортунио” (1861, по новелле Альфреда де Мюссе), “Прекрасная Елена” (1864), ставшее наиболее известным произведением композитора, “Синяя Борода” (1866), “Парижская жизнь” (1866), “Великая герцогиня Герольштейнская” (1867), “Перикола” (1868), “Трапезундская принцесса” (1869), “Разбойники” (1869). Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус в Вене создал новый центр опереточного искусства. Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.

В 1870 году разразилась франко-прусская война. Театр Буфф был закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покинул Францию, путешествовал по Европе. По возвращении в Париж в 1871 году правые круги обвиняли его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви ушли от Оффенбаха к Лекоку. Все это привело к тому, что в 1875 году Оффенбах был вынужден объявить о своём банкротстве.

В 1876-м он уехал на гастроли в США, где его произведения имели колоссальный успех. А еще два года спустя его вновь приняла родина — в 1878 году новая оперетта композитора «Мадам Фавар» получил очень хорошие отзывы в Париже.

Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» по мотивам произведений немецкого сказочника. «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел. В 1880 году композитор умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартр, в Париже.

Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро, известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу», написанную для «Ундины». Премьера состоялась в 1881 году в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.

Источник: https://vk.com/music_of_history?w=wall-44753020_244819

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *