Сегодня Пятница, 30th Август 2024
MSC1.RU

Официальный сайт ГУ ЛНР “Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа №1”.

Эволюция скрипки.
Август 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Эволюция скрипки.

Эволюция скрипки.
5
(2)

Происхождение скрипки окутано тайной. Прошло несколько столетий прежде чем инструмент обрел тот вид, который мы знаем сегодня. О том, где и когда зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия. Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе. Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно. Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Давайте проследим этапы этой эволюции и познакомимся с предшественниками скрипки.

▪РЕБАБ

Реба́б — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. Имеет звучание сказочной восточной мелодии.
Документальное подтверждение существования инструмента в виде фресок и картин существует с середины XII в. н.э. Является прародителем средневекового европейского ребека, грушевидная разновидность которого была завезена из Византии в IX в. как лира, и получила широкое распространение на территории Испании.

Историки музыковеды считают, что возраст арабского щипкового инструмента более 1500 лет. Большое распространение имеет в Ираке, Иране, Египте, Тунисе и на территории Индии.

▪РЕБЕК

Неким прообразом скрипки многие исследователи считают синтез таких инструментов, как ребек, гитарообразный фидель и смычковая лира, возникших в Европе примерно в XIII – XV веках.

Ребе́к — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Его корпус грушеобразный, без резких изгибов. Для его изготовления используют цельный кусок дерева. Сверху гриф увенчан оригинальным завитком – улиткой, а нижняя его часть одновременно играет роль второго слоя верхней деки. В первом слое деки находятся два резонаторных отверстия. В Европе с XII по XIV века был распространен 3-струнный ребек, но встречались и 2-струнные.

Звук инструмента сильный и резкий, диапазон включает до двух октав, что позволяет музыканту импровизировать во время выступления. Возможно, поэтому ребек был очень популярен в народе. Еще одним «удобством» инструмента была компактность: его длина не превышает 60 см. Во время игры ребек удерживали рукой, одновременно прижимая щекой, как скрипку.

Предполагают, что инструмент пришел в Европу со Среднего Востока. Возможно, он был принесен «маврами» во время завоевания Испании. Пик популярности приходится на средние века и эпоху Возрождения, когда на ребеке стали играть не только бродячие циркачи, но и придворные менестрели, и церковные музыканты. Но, начиная с XV века, ребек снова становится народным, а в XVIII веке и вовсе исчезает из обихода европейцев.

▪ГИТАРООБРАЗНЫЙ ФИДЕЛЬ

Фиде́ль — обозначение группы струнных смычковых инструментов.
Фидели начинают появляться в Европе в X веке: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями – фидель, виела (в романских странах) – в средневековой Европе. Он имел два резонаторных отверстия в виде скоб. На фиделях играли немецкие миннезингеры, французские – жонглеры менестрели. Это были бродячие музыканты, которые ходили по городам и феодальным замкам и пели песни под аккомпанемент фиделя. В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента a gamba и a braccio.

Фидель и ребек ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см., имел исключительное многообразие форм корпуса и количества струн. Классическая разновидность фиделя имела гитарообразный корпус, два резонансных отверстия в форме скобок, безладовый гриф, дощатую головку с прямыми, перпендикулярными к ней колками, пять струн, настроенных по квартам и квинтам.

▪СМЫЧКОВАЯ ЛИРА

Смычковая лира – струнный инструмент, возникший в Италии в 16-17 вв. По виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку. Существовали лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетта (бас). Лиры и лироне да браччо имели по 5 игровых струн (и одну или две бурдонных), лира да гамба (называемая также лироне, лира имперфетта) – 9-13, лироне перфетта (др. назв. – арчивиолята лира, лира перфетта) – до 10-14.

Смычковая лира наиболее близка по внешнему строению к скрипке, да и по времени возникновения они совпадают (примерно XVI век). История Скрипки Лира имеет скрипичный по форме корпус, на котором со временем появляются углы. Позднее формируется выпуклое дно и резонаторные отверстия в виде эфов (f). Но лира, в отличие от скрипки, была многострунной.

▪СКРИПЕЛЬ

Смычковые инструменты существовали и в славянских странах – России, Украине и Польше. Об этом свидетельствуют иконописи, археологические раскопки. Так, к польским смычковым инструментам относят трехструнные геньсле и мазанки, к русским – смыки. К XV веку в Польше появляется инструмент, близкий к нынешней скрипке – скрипица, в России с похожим названием – скрипель.

Давайте перенесемся в Россию XI века и посмотрим на фрески известнейшего Русского собора (Софийского). На фреске представлено изображение Русского придворного музыканта-скрипача. На изображении отчетливо видно прямой смычок и современное положение скрипки (прижатой между плечом и подбородком). В европейских странах того времени, такая поза музыканта еще не была известна, а смычок имел только распространенную дугообразную форму. Первые европейские (итальянские) изображения скрипача относятся к XVI веку.

Само слово «скрипка» произошло от глагола «скрипеть». Но куда же она исчезла на Руси, и почему она так неожиданно появилась в Италии? Дело в том, что Царь Алексей Михайлович, в 1684 году издал указ, который провозглашал: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Скрипка, понятно, тоже была занесена в разряд «Бесовских музыкальных инструментов».

▪ВИОЛА

Старинное семейство струнных смычковых инструментов с тихим, нежным звуком и поэтичным названием – виолы… Они были широко распространены в эпоху Возрождения: сопровождали церковные службы, услаждали утонченный слух аристократических семей и звучали на всех народных праздниках и гуляниях.

Виола родилась в результате слияния фиделя и лютни . Лютня – старинный щипковый инструмент, формой корпуса напоминавший мандолину, но с резко отогнутой назад головкой. От лютни виола взяла лады на грифе и розетку, которая находилась в середине верхней деки.

Виола уже очень напоминает скрипку. Отличие ее – более покатые плечи, более широкие обечайки( боковые части), лады на грифе, плоская нижняя дека.

Большая семья виолы имела много разных инструментов, которые отличались по размеру, количеству струн, тембру, пропорциям, строю и регистру. Они делились на басовые, теноровые, альтовые и сопрановые. Некоторые виды виол были очень востребованы как сольные инструменты, иные особым успехом у меломанов не пользовались и применялись только как ансамблевые.

На рубеже XV – XVI веков произошло разделение виол на две группы: a gamba и a braccio. (Позднее виолами назывались инструменты «ножного» типа держания). К XVII веку насчитывалось десятки видов виол: дискантовая (сопрановая), высокая дискантовая (сопрановая), малая альтовая, альтовая, большая басовая, контрабасовая виола (виолоне), тенор – виола, кант – виола, виоль д`амур, виола да бардоне (баритон), виола – бастрада и др.

Виола звучала мягко и приглушенно. Очень приятно в домашней обстановке. Но для больших пространств, для концертных залов звук ее был слишком тихим, поэтому она была в конце концов вытеснена скрипкой. Сначала в Италии и Чехии ( с середины XVII века), затем в Германии, Франции и Англии.

▪СОВРЕМЕННАЯ СКРИПКА

Длительный путь от примитивной народной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской классической школы. Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов, они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания.

Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или “да Сало” (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства; лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират.

Долгое время скрипка считалась аккомпанирующим инструментом (например, во Франции она подходила только для танцев). Лишь в 18 веке, когда музыка зазвучала в концертных залах, скрипка, с ее непревзойденным звучанием, стала солирующим инструментом.

Сделать хорошую скрипку – большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Поэтому они и звучат по-другому – ярко и певуче.

Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно. Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию – но так и не смогли добиться повторения волшебства. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно.

Для скрипки написано много музыкальных произведений разных жанров — от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются произведения для скрипки И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Вивальди (цикл «Времена года»), Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, А.И. Хачатуряна и др. История скрипичного исполнительства выдвинула плеяду блестящих виртуозов. Это гениальный Н. Паганини, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, замечательные скрипачи и педагоги А. Вьетан, Г. Венявский, Й. Иоахим, Э. Изаи, Ф. Крейслер, Ж. Тибо, Б. Губерман, Я. Хейфец, З. Франческатти, М.Б.Полякин, Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, М.И. Вайман, Б.Л. Гутников. Широчайшей известностью пользуется искусство И. Стерна, И. Менухина, И. Перельмана, Ш. Минца, П. Цукермана, В.А. Климова, И.Д. Ойстраха, В.В. Третьякова, В.Т. Спивакова и др. В 30-е годы появились первые скрипачи-джазмены мирового значения, такие как Стефан Граппелли, Джо Венути, Стафф Смит.

В настоящее время скрипку в джазе представляет один из самых популярных джазистов – Жан-Люк Понти. Звучание скрипки и ее образ можно встретить и в кино: А. Тарковский («Каток и скрипка»), Л. Менакер («Никколо Паганини»), Ф. Феллини («Репетиция оркестра»), и в литературе: В. Маяковский («Скрипка и немножко нервно»), Н. Гумилев («Волшебная скрипка»), А. Чехов («Скрипка Ротшильда»), и в живописи: М. Шагал («Одиночество», «Синий скрипач»), и даже в мультфильмах: как Микки-Маус играл «Венгерский танец» Брамса или «Грезы» Шумана).

Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_43164

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *