Классическая музыка, которую слушал Лев Николаевич Толстой.

Классическая музыка, которую слушал Лев Николаевич Толстой.
5
(2)
«Люблю музыку больше всех других искусств» — Лев Толстой.

Музыка обладала для Толстого невероятной притягательной силой. «В то время, когда я слушаю музыку, …какое-то странное сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования…» – писал Л. Н. Толстой.

В период, когда Толстой еще был студентом Казанского университета, он даже рассматривал для себя возможность стать профессиональным музыкантом. И, возможно, если бы его мать (которая была прекрасным музыкантом) не умерла так рано, всё могло бы быть иначе в судьбе будущего писателя. Как писал его сын Сергей Львович: «В Казани Л. Н. Толстой стал сам учиться музыке, отчасти самоучкой, отчасти у плохих учителей».

В более поздние годы Лев Николаевич много размышлял о том, почему музыка способна оказывать такое могущественное воздействие на человека. Он задавался вопросом, как это происходит, пытался постичь тайну музыки. Любимейшим композитором Льва Николаевича был Ф. Шопен, чьи произведения Толстой тщательно собирал. Ноты Толстой покупал в большом количестве и при каждой возможности. Такой огромной нотной библиотеки, пожалуй, не было ни у одного русского писателя того времени. Очень любил Толстой музыку и Шуберта, Моцарта, Бетховена.

Музыка “звучит” на страницах многих произведений Толстого. В некоторых ранних рассказах — «Люцерн», «Альберт» — музыка даже стала основной темой. В романе «Война и мир» герои поют, играют на арфе, фортепиано, гитаре, балалайке. Свою любимую героиню Наташу Ростову Толстой характеризует часто именно через музыкальные эпизоды — сцена русской пляски в гостях у дядюшки, описание первого бала, посещения оперного спектакля.

В романе «Война и мир» в семье Ростовых молодёжь поёт квартет «Ключ», это произведение всегда звучало в семье Толстых. Его авторство приписывают Моцарту. Лев Николаевич разучивал ее и с крестьянскими детьми в яснополянской школе.

В 1889 году Толстой окончил повесть «Крейцерова соната», главным героем которой становится музыка Бетховена. Знаменитый педагог и пианист Александр Гольденвейзер вспоминал: «Я много играл Льву Николаевичу фортепианных и скрипичных сонат Бетховена, и никогда не было, чтобы он не радовался этой музыке. Некоторые произведения вызывали его восторг.

Пианист-виртуоз Николай Рубинштейн в Московской консерватории познакомил Толстого с Петром Ильичом Чайковским. Однажды музыканты консерватории специально для Толстого собрались и сыграли музыку Чайковского. Толстой был потрясен. «Может быть, никогда в жизни я не был так польщён и тронут в моем авторском самолюбии, — вспоминал Чайковский, — как когда Лев Толстой, слушая анданте моего квартета и, сидя рядом со мной, — залился слезами». Когда Чайковский внезапно умер, Толстой был потрясен. У него было ощущение, что он с ним не договорил о чём-то очень важном.

Лев Николаевич любил не только слушать музыку, но и играл на фортепиано, хорошо читал ноты «с листа». За роялем он буквально забывал о времени. «Проснулся рано, пошел во флигель и целый день опять не видел, как провел за фортепиано», — писал Толстой. Толстой часто искал вдохновение в музыке, прежде, чем садиться за работу. За фортепиано он импровизировал в такт своим мыслям.

В доме Толстых часто устраивали семейные концерты — и в Ясной Поляне, и в Москве, в Хамовниках. По субботам в летнее время всех домашних и гостей Ясной Поляны ждал музыкальный вечер. Сергей Львович писал: «А по вечерам мы делали музыку». Именно делали, а не играли. Ведь в слове «игра» есть что-то несерьезное, развлекательное. Для Толстых же музыка никогда не была просто развлечением.

Летом 1895 года, когда композитор Сергей Иванович Танеев гостил в Ясной Поляне, он записал в своём дневнике: «Обнаружилось, что Л. Н. сочиняет. Я просил его сыграть его сочинения, но он колеблется». Оказывается, в студенческие годы, в Казани, Толстой дружил с братьями Зыбиными. Ипполит Афанасьевич и Кирилл Афанасьевич были дальними родственниками Толстого и хорошими музыкантами, а Кирилл даже сочинял музыку. С одним из братьев Зыбиных Толстой сочинил вальс, который впоследствии частенько играл в домашнем кругу. Тем не менее, Толстой сомневался в своём авторстве. Однажды во время одного из музыкальных вечеров в Ясной Поляне в 1906 году Толстой сыграл этот вальс по просьбе А. Б. Гольденвейзера, который тут же и записал его нотами. То же сделал и С. И. Танеев, находясь в соседней комнате. Таким образом, вальс фа-мажор Толстого дошел до наших дней.

Известно, что в поздние годы жизни Лев Николаевич разлюбил посещать публичные концерты. Музыку он любил все так же, но вот выезжать в концертные залы отказывался. А тем временем и в Туле, и в Москве бывали концерты очень высокого уровня. Толстой был настолько уважаемым и знаменитым человеком, что многие музыканты стали ездить к нему! Например, величайший пианист Антон Рубинштейн, певец Федор Шаляпин…
Пианистка Ванда Ландовска приезжала к нему под Рождество из Польши играть на клавесине. Причем со своим инструментом!

Софья Андреевна разделяла любовь мужа к музыке. Она была неплохой пианисткой, но в более поздние годы не считала себя ровней Льву Николаевичу. Супруги часто играли в четыре руки. Укладываясь спать, их дети слышали, как родители допоздна играли на рояле симфонии Гайдна и Моцарта.

Одним днем, уже в последний год его жизни — Толстой долго слушал Шопена в исполнении А. Гольденвейзера. Валентин Булгаков, его секретарь, сохранил для нас такие слова великого писателя: «Я должен сказать, что вся эта цивилизация — пусть она исчезнет к чертовой матери, но — музыку жалко!»

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X