Немилосердная судьба Яши Горенштейна.

Немилосердная судьба Яши Горенштейна.
0
(0)

Один из выдающихся интерпретаторов прошлого столетия, ассистент Вильгельма Фуртвенглера в Берлине, бескомпромиссный человек с сильным характером. Яша Горенштейн (1898 – 1973) – дирижер, записавший Малера, от которого замирает сердце, человек, который осуществил во Франции премьеру “Воццека”, а в Англии – Восьмую Малера. Судьба его сложна и драматична. Более десяти лет он провел в скитаниях от оркестра к оркестру, из страны в страну, посещая Советский Союз, Палестину, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Южную Америку и Мексику.

Будущий дирижёр родился в Киеве, но в возрасте 10 лет вся семья переехала в Кенигсберг, где Яша получил музыкальное образование. В двадцатые годы прошлого столетия музыкант работал директором Берлинской высшей школы музыки и играл на скрипке в Венском симфоническом оркестре, параллельно занимаясь композиторским творчеством. К сожалению, после травмы руки Яша больше не смог профессионально заниматься скрипкой.

Он дебютировал в качестве дирижера в 1923 году при поддержке Вильгельма Фуртвенглера, которого он боготворил. Его восхождение было стремительным: встречи с Берлинским симфоническим оркестром с 1925 по 1928 год, Дюссельдорфская Опера с 1929 по 1933 год. Он сразу же проявил свой особый вкус: главным произведением его дебютной программы был Малер, а вскоре после этого он сделал первую полную запись симфонии Брукнера (Седьмой, с Берлинским филармоническим оркестром). Немецкий философ Теодор Адорно, побывав на концерте Горенштейна, назвал его «демоном среди рутинных дирижёров».

Приход нацистов к власти оборвал карьеру Горенштейна в Германии. Оперный театр стал получать письма с угрозами, а в местной прессе развернулась кампания клеветы и травли против дирижера. Вот один из подобных перлов:

“К сожалению Яша Горенштейн дирижировал…. Мы должны сказать “к сожалению”, потому что это возмутительно, что немецкий театр в Дюссельдорфе не смог найти немецкого дирижера для празднования Вагнера”.

В 1933 году Горенштейн бежал из нацистской Германии в Париж, и его карьера впала в хаос, из которого он так и не смог полностью оправиться. Началась тяжелая пора бесконечных скитаний по разным странам. Только за 6 лет дирижер побывал с гастролями в Польше, СССР, Австралии, Новой Зеландии и Палестине.

В 1939 году стало ясно, что находиться в Европе уже не безопасно. Горенштейн, получив через знакомого дипломата фальшивые гондурасские паспорта, с семьёй отплыл на океанском лайнере в Нью-Йорк. Он попытался утвердиться в Соединенных Штатах, проведя несколько концертов с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, но добился незначительного успеха. Именитые оркестры не слишком тепло относились к его щепетильным требованиям и часто отказывались продолжать работу с ним. В январе 1944 г., по рекомендации Эриха Клайбера, был приглашён в Мехико на серию концертов, имевших огромный успех. В последующие 3,5 года работал в странах Южной Америки, в том числе в Аргентине, Бразилии, Уругвае.

Будучи европейцем по воспитанию, темпераменту и склонностям, Горенштейн вернулся во Францию в ноябре 1947 года. Он провел остаток жизни в Европе, сделав несколько записей на студии Vox и дирижируя Лондонским симфоническим оркестром. Дискография дирижёра включает произведения Малера, Брукнера. Во Франции он дирижировал премьерой «Воццека» Берга, а в Англии — Восьмой Малера. «О чем я больше всего жалею, так это о том, что мне никогда не придется больше услышать „Песни об умерших детях“…» — последние слова Яши Горенштейна.

Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_49010

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X