Сегодня Вторник, 20th Февраль 2024
MSC1.RU

Официальный сайт ГУ ЛНР “Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа №1”.

Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского.
Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829  

Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского.

Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского.
5
(2)

На международном конкурсе имени Чайковского есть нерушимые традиции. Дошедшие до финального тура музыканты играют два концерта для солиста с оркестром. Один любого композитора на выбор исполнителя, а другой обязательно Чайковского. Если у пианистов есть выбор, они могут остановиться на любом из трёх фортепианных концертов Петра Ильича, то у скрипачей такого выбора нет, потому что скрипичный концерт в наследии Чайковского всего один. Впрочем, вряд ли конкурсанты имеют основание жаловаться на строгость условий, ведь иметь этот шедевр в своём репертуаре – дело чести каждого концертирующего скрипача.

Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского.
Памятник Петру Ильичу Чайковскому

Справа и слева от памятника Петру Ильичу Чайковскому возле московской консерватории, расположена полукруглая скамья со спинкой в виде декоративной металлической решётки. На ней запечатлены 6 мелодий, представляющих шесть главных жанров в творчестве Чайковского: оперу, балет, симфонию, концерт, камерно-инструментальную музыку и романс. Во второй мелодии, почти каждый кто владеет нотной грамотой, легко узнает горделивую благородную главную тему концерта для скрипки с оркестром.

Сегодня партитура концерта Чайковского входит в десятку самых исполняемых скрипичных концертов в мире. Однако этот музыкальный шедевр, современники композитора, оценили не сразу что очень огорчало самокритичного и ранимого автора.

Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского.
Антонина Милюкова и Пётр Ильич Чайковский

Судьба послала великому композитору немало испытаний. В 1877 году Пётр Ильич женился на пианистке-любительнице Антонине Милюковой. Но, не в силах смириться с ролью благочестивого супруга, уже через несколько недель буквально сбежал от неё. Неудачная попытка построить счастливую семейную жизнь стала причиной тяжелейшего психологического кризиса и долгой депрессии. По совету врачей и при материальной поддержке Надежды Филаретовны фон Мекк, Чайковский отправился в Европу, чтобы лечиться и восстанавливать силы.

Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского.
Иосиф Котек и Пётр Ильич Чайковский

В феврале 1878 года Пётр Ильич обосновался в тихом швейцарском городке Клоран на берегу женевского озера. Туда же прибыл молодой талантливый скрипач, ученик и близкий друг Чайковского Иосиф Котек, который привёз с собой множество нот. Друзья с удовольствием музицировали. В числе прочих произведений они исполняли и испанскую симфонию для скрипки с оркестром, написанную несколько лет назад французским композитором Эдуардом Лало. Музыка так увлекла Чайковского, что он задумал написать концерт для скрипки. При сочинении сольной партии он часто консультировался со своим любимым учеником. В первый же день работы над концертом он писал госпоже фон Мекк:

«сегодня с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнём вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что всё написанное мною сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нём впечатление».
Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского.
Надежда Филаретовна фон Мекк

Работа над концертом шла быстро и доставляло Чайковскому огромную радость. Ему потребовалось всего пять дней, чтобы сочинить первую часть концерта. В масштабном музыкальном полотне первой части нет ни трагедий, ни отголосков тяжелой депрессии, предшествовавший отъезду Чайковского из Москвы. Это возвышенный и чувственный гимн жизни, любви и самой музыки. Автор позаботился о том, чтобы солист мог продемонстрировать своё мастерство в полном блеске. В технически сложной и очень эффектной сольной каденции, скрипка достигает едва ли не самых высоких нот своего диапазона.

Чайковский завершил партитуру концерта менее чем за месяц, даже несмотря на то, что ему пришлось отказаться от первоначально написанный второй части. Быть может она показалась композитору слишком меланхоличный и продолжительной. Впрочем, прекрасная музыка не погибла. Не найдя для неё место в скрипичном концерте, Чайковский превратил вторую часть в пьесу под названием «Размышление» и включил её в свой цикл из трёх пьес под опусом 42.

Место десятиминутного размышления заняла лаконичная «Канцонетта», что в переводе с итальянского означает «песенка». Сочиняя её Чаковский вдохновлялся искусством народных певцов, которых слышал в Италии.

В финале концерта наступает время всенародного празднества. Написанная в Швейцарии эта часть звучит очень по-русски благодаря плясовой главной теме и аккомпанементу, подражающему игре деревенских музыкантов

Чайковский был до глубины души благодарен Иосифу Котеку за помощь в создании концерта. Он хотел осчастливить своего горячо любимого ученика не только правом первого исполнения, но и посвящением. Однако их личные отношения были совсем не простыми, а потому через некоторое время Чайковский решил отправить концерт вместе с посвящением самому знаменитому российскому скрипачу той эпохи Леопольду Ауэру. Однако маститый маэстро не оправдал надежд Чайковского. Посмотрев ноты, он отказался разучивать их, объяснив Чайковскому, что партия скрипки не вполне соответствует характеру инструмента. Чайковский был травмирован таким ответом, а легендарный скрипач позже признавался, что сожалеет о своем поступке. Незадолго до смерти Чайковского он попросил у него извинение.

Первое публичное исполнение концерта состоялось в Нью-йорке в 1879 году. Немецкий скрипач Леопольд Дамрош исполнил его под аккомпанемент фортепиано. В сопровождении оркестра скрипичный концерт Чайковского впервые прозвучал в Вене 4 декабря 1881 года. Дирижировал один из лучших европейских маэстро Ганс Рихтер. Солировал британский скрипач, выходец из России – Адольф Бродский. Именно ему Чайковский и посвятил свою великую партитуру.

После венской премьеры самый влиятельный музыкальный критик той эпохи Эдуард Ганслик опубликовал остро-критическую рецензию. Он назвал концерт длинным и претенциозным, и добавил, что солист не играл на скрипке, а дубасил её до синяков. Финал концерта Ганслик аттестовал как пахнущий Россией, но не потому что не любил Россию, а потому что выступал за так называемую «чистую музыку», не связанную с конкретными национальными корнями. При этом в России музыку Чайковского порой упрекали в том, что она слишком ориентирована на западноевропейскую культуру.

На самом же деле Чайковский умел гармонично сочетать общеевропейские законы композиции и русский колорит. Чувство любви к России он особенно остро переживал находясь в далёких путешествиях. Любовь эта проявилась и в скрипичном концерте, написанным в Швейцарии. Сочинение концерта оказалась для Чайковского целительным и помогло ему выйти из душевного кризиса, вернуть веру в свои силы и обрести внутреннюю гармонию.

Чайковский Концерт для скрипки с оркестром. Солист Давид Ойстрах. Дирижёр Геннадий Рождественский
Источник: Альманах по истории музыкальной культуры «Абсолютный слух»

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *